Сообщение

Спасибо, Ваш запрос отправлен!

Связаться с компанией

Восстановление пароля
Введите ваш e-mail
Я вспомнил свой пароль!
Проверьте e-mail, пожалуйста!
Во сколько баллов
вы оцениваете наш портал?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Спасибо за Ваше мнение!
22 апреля 2024, 16:30
Новости от регуляторов 146

Электронный документооборот: коллекторы и госорганы осваивают “цифру” сообща

16 апреля 2024 года в Ленинградской областной торгово-промышленной палате состоялся круглый стол «Оптимизация процессов взаимодействия между государственными структурами и бизнес-сообществом: Вынесение электронных исполнительных документов: перспективы для судов и службы судебных приставов». Спикеры и гости обсудили текущую ситуацию с внедрением новшества, плюсы и минусы, а взыскатели выразили готовность сотрудничать с судами и приставами в контексте развития цифровизации. Организаторами мероприятия выступила ЛОТПП совместно с ООО «ПКО «АСВ».

Основной темой круглого стола стали ответы на вопросы по работе системы вынесения электронных исполнительных документов. Представители судебной системы, Федеральной службы судебных приставов, коллекторские и кредитные организации обсудили опыт ведения электронного документооборота, сравнили эффективность работы судебных приставов до и после его внедрения, а также роль электронных документов в улучшении эффективности судебной системы в части взаимодействия с коллекторскими агентствами.

Процесс внедрения системы вынесения электронных исполнительных документов начался относительно недавно и уже дал неплохие результаты. Как рассказала заместитель главного судебного пристава Ленинградской области УФССП России по Ленинградской области Анна Гаврилова, переход на электронное взаимодействие с судебными органами значительно ускоряет процедуру поступления документов на исполнение, исключает случаи их утраты, оптимизирует нагрузку на суды и ФССП.

Вынесение электронных исполнительных документов делает более эффективным взаимодействие и с кредитными организациями. Для этого ФССП ведёт разъяснительную работу, в том числе, и с профессиональными коллекторскими агентствами. По словам г-жи Гавриловой, в феврале-марте этого года Управление направило взыскателям письма с информацией о новшестве. Также сотрудники осуществляют обзвон коллекторов и в устной форме предоставляют информацию по интересующим вопросам. Как результат — всё больше исполнительных документов в пользу коллекторов предъявляется в электронном виде.

Для общего блага

Участники рынка взыскания соглашаются, что электронные исполнительные документы — важный инструмент, который позитивно скажется как на взаимодействии с органами власти, так и позволит, несмотря на возрастающую нагрузку просроченных долгов, своевременно обрабатывать и более эффективно заниматься их возвратом.

“Мы видим ежегодную нагрузку на судей, как она растёт от года к году и в дальнейшем эта динамика будет только увеличиваться. Ситуация аналогичная и в приказном, и в исковом производстве. Рост этой нагрузки также влияет и на загруженность ФССП - от года к году количество исполнительных производств именно по взысканию задолженности с физических лиц растёт. А количество судебных приставов у нас не увеличивается”, — отметила технический директор ООО «ПКО «АСВ» Анфиса Боровских.

Введение электронного документооборота позволяет ускорить процессы, сократить время на обработку документов. По подсчётам специалистов ООО «ПКО «АСВ», от отправки заявления до получения исполнительного документа, вступившего в законную силу, в случае с бумажным носителем, проходит, в среднем, 90 дней, а на электронных носителях — 37 дней. 

“Гражданский оборот, связанный со взысканием, сильно зависит от судебного и исполнительного производства, поэтому бизнесу и государству необходимо выстроить корректные процессы, которые помогут не создавать друг другу взаимных барьеров и работать на общую эффективность”, — уверен генеральный директор ООО «ПКО «АСВ» Максим Богомолов.

Руководитель «ПКО «АСВ» добавил, что компания заинтересована в получении электронных исполнительных документов и готова находить возможности, которые способствовали бы максимально плодотворному взаимодействию с органами судебной власти в данном направлении.

“Бизнес — это создание рабочих мест, уплата налогов, рост экономики. Чем быстрее идёт оборот денежных средств, тем лучше для страны. Мы всегда открыты для диалога для того, чтобы оптимизировать процессы, чтобы не создавать дополнительные сложности для государственного оборота”, — подчеркнул г-н Богомолов.

Работа уже идёт

Намерения «ПКО «АСВ» по взаимодействию с органами судебной власти в отношении электронного документооборота подтвердила на конкретных цифрах г-жа Гаврилова. По информации её ведомства, в 2023 году в пользу «ПКО «АСВ» было возбуждено 1889 исполнительных документов, из которых всего 8 было предъявлено в электронном виде, тогда как за первые месяцы 2024 года из 702 исполнительных производств уже 29 были в электронном виде.

В ходе обсуждения было также анонсировано, что информационную систему ГАС “Правосудие” планируется подключить к Единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) для того, чтобы судебные органы могли получать через него документацию. Но, как отметил г-н Богомолов, СМЭВ идентифицирует отправителя только как организацию, которая непосредственно обращается в орган.

При этом профессиональные коллекторские агентства часто представляют интересы других организаций, например банков или МФО. Однако на данном этапе СМЭВ не позволяет прикрепить доверенность — такой опции, что организация может кого-то представлять не предусмотрено. Глава «ПКО «АСВ» предложил рассмотреть добавление в СМЭВ такой возможности. По его мнению, это позволит коллекторским агентствам сконцентрировать на себе часть документооборота и, тем самым, облегчить работу судебным органам.

Ложка дёгтя

Несмотря на то, что в Ленинградской области уже в этом году удалось добиться положительной динамики в изменении значения показателя в рейтинге цифровой трансформации региона, в процессе внедрения электронного документооборота не обходится без сложностей. 

Как рассказала консультант сектора по взаимодействию с органами военного управления, органами юстиции и судебными органами Комитета правопорядка и безопасности Ленобласти Лариса Поплавская, к ГАС “Правосудие” в регионе были подключены 87 судебных участков мировых судей, все судьи получили цифровую подпись.

Однако с конца февраля этого года мировые судьи Ленобласти пока не могут отправить электронные документы в ФССП, так программное обеспечение перестало функционировать. По словам г-жи Поплавской, до судей была доведена информация о проведении технических работ. Пока что они не закончены.

Проблемы не страшны, планы — велики

При этом, несмотря на возникающие в процессе сложности, эксперты оценивают перспективы оптимистично. Вице-президент ЛОТПП Елена Дюкарева подчеркнула, что исходя из опыта общения с представителями и приставами из-за рубежа, такого уровня электронного взаимодействия, как в России, пока нет нигде в мире.

“Не может не радовать, что наша страна прошла колоссальный путь по цифровизации, оптимизации взаимодействия граждан, государства и бизнеса. Такой комфортной среды, которая стимулировалась бы государством, нет ни у кого. И развитие неизбежно. Иначе не только суды, но и вся государственная машина не справится с этим ворохом документов”, — согласился президент СРО «НАПКА» Андрей Чумаков.

Подводя итоги, участники отметили, что круглый стол прошёл в уникальном формате симбиоза экспертного обсуждения с элементами обучающего семинара для профессиональных взыскателей, посетивших мероприятие. Председатель комитета ЛОТПП по вопросам регулирования предпринимательской деятельности и защите прав предпринимателей Георгий Цепов предложил участникам прислать в Палату их предложения, связанные с изменением действующего законодательства и правоприменительной практики, для дальнейшей оценки и отправки в ТПП РФ, как в орган, который обладает возможностью представления проектов в Государственную Думу.

Читать далее:

Поделиться :

Запросить доступ