Сообщение

Спасибо, Ваш запрос отправлен!

Связаться с компанией

Восстановление пароля
Введите ваш e-mail
Я вспомнил свой пароль!
Проверьте e-mail, пожалуйста!
Во сколько баллов
вы оцениваете наш портал?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Спасибо за Ваше мнение!
13 мая 2020, 01:20
Актуальные новости 2229

Мошенники решили «сработать» под коллекторов

Режим самоизоляции спровоцировал рост числа звонков заемщикам от людей, которые представляются коллекторами. На самом деле утекающие в интернет базы данных кредиторов «окучивают» мошенники.

 

В конце апреля в СМИ появилась информация о том, что некий продавец предложил любому желающему приобрести базу данных, в которой содержатся сведения о заемщиках, которые получали экспресс-займы в 2017-2019 годах. Фактически речь идет о тех гражданах, кто обращался за получением средств в формате «до зарплаты» в микрофинансовые организации. Сообщается, что в базе насчитывается 12 млн записей. По каждому клиенту в этой таблице приводится имя, фамилия и отчество, данные паспорта, контактные сведения (номер телефона), регион жительства. Проверка пробника, то есть «прозвон» нескольких людей из содержавшихся в базе записей, показала, что база содержит подлинные данные.

Через несколько дней после этого сообщения, как раз на майские праздники, интернет взорвался сотнями сообщений от заемщиков различных кредитных учреждений – от микрофинансовых организаций (МФО) до крупных банков о том, что им стали поступать звонки от коллекторов требованием срочно погасить задолженность. Особенно активно такие заемщики жалуются на сайтах юридических компаний, которые обещают избавить людей от долгов, и на страницах юристов в социальных сетях.

Причем звонили эти взыскатели как людям, которые кредит или заем брали, но не вернули, и до сих пор числятся в должниках, так и тем, кто свои долги давно погасил. У тех, кто долг вернул, звонившие требовали сообщить реквизиты их персональных счетов и карт в банках, якобы для проверки сведений о погашении. На первый взгляд такая просьба выглядит невинно, так как онлайн МФО обычно переводят средства своим клиентам на карты действующих кредитных организаций, и с них же, чаще всего, и производится погашение займов.

Скорее всего такая база, которую сейчас пытаются продать, сформирована не в одной МФО и даже не в одном банке, говорит директор по безопасности группы компаний Eqvanta Антон Грунтов. Видимо, утечка произошла в юридическом лице – партнере финансовых организаций, так называемом, лидогенераторе. То есть в компании, которая сама не кредитует клиентов, но собирает заявки на получение заемных средств, и потом предлагает их банкам и МФО. Антон Грунтов отмечает, что маркетплейсы, которые продают услуги от лица различных финансовых компаний, не входят в сферу контроля Центробанка, как МФО и кредитные организации. «Эти агрегаторы подоотчетны Роскомнадзору в рамках соблюдения законодательства о персональных данных. Их работа не так строго регламентирована, как в финансовых структурах», - обращает внимание эксперт.

Характер «прозвона» по базе, данные которой утекли в сеть, позволяет специалистам и простым заемщикам сделать вывод, что звонят клиентам из этой базы не специалисты коллекторских агентств, и даже не так называемые «черные кредиторы», а обычные мошенники, чья цель – выманить у человека данные платежных карт и средства с них, используя методы социальной инженерии или просто запугивая их.

Мошенники в период самоизоляции, который объявлен в России, тоже меняют методы свой работы с людьми, считает заместитель председателя комиссии по цифровым финансовым технологиям совета Торгово-промышленной палаты РФ Тимур Аитов. Раньше они выманивали у доверчивых людей данные их банковских карт, пользуясь испугом клиентов за сохранность их средств. А в случае с базой заемщиков, мошенники угрожают, что когда карантинные меры будут сняты, то размер задолженности увеличится во много раз, поэтому лучше заплатить наличными «нашему сотруднику, который приедет с вами на встречу». Люди растеряны и не всегда понимают, как себя вести. Правда, как говорит директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Борис Воронин, нет оснований считать, что должники, которые не платили раньше, в более стабильные времена, вдруг где-то найдут деньги, чтобы платить сомнительным взыскателям сегодня.

Термин «кредитные каникулы» многих сбивает с толка

Из-за объявления пандемии короновируса Правительством РФ была предусмотрена возможность получения отсрочки уплаты взносов по кредитам, напоминает управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев. Любой гражданин, имеющий кредит, может обратиться в финансовую организацию с заявлением об отсрочке платежей по кредиту. Но это не означает автоматически, что он такую отсрочку получит, напоминает Тимур Аитов. Однако почему-то некоторые наши граждане восприняли информацию о каникулах как легальное разрешение не платить по своим долгам во время изоляции, добавляет он.

Поэтому с теми гражданами, кто получающие звонки от неизвестных лиц с требованиями о срочном погашении задолженности, должны вести разъяснительную работу как сами кредиторы, так и коллекторские агентства. Необходимо информировать таких заемщиков, что во время самоизоляции обязанность платить по кредитам с них никто не снимал. И что представители кредитора и коллекторы при звонке обязаны представиться, назвать как свои данные, так и сообщить, какую компанию они представляют.

Увы, сейчас время нестабильное и в сети ходит много фейков о том, что «вирус спишет все долги», напоминает Тимур Аитов. А люди доверчивы, тем более, если эти слухи обещают им легкую жизнь и прощение долгов. И вот человек уже почти уверовал, что банк или МФО о нем «забыли и данные о долге потеряли», а тут звонит кто-то с требованием все срочно вернуть. Конечно, такой звонок рождает волну негатива. При этом люди сами даже не всегда понимают, что решаясь поскандалить с собеседником, которого они принимают за коллектора, они сообщают мошенникам много персональной информации, которую потом злоумышленники будут использовать против них. Например, попытаются, используя данные такого человека, чтобы оформить на него новый заем, говорит Тимур Аитов. Он советует заемщикам не терять бдительности и при первом же подозрении, что человек беседует с мошенником, класть трубку и проверять информацию о своем долге в той организации, которая выдавала кредит или заем.

В том случае, если подобные звонки сопровождаются различного рода угрозами, об этом также стоит подать соответствующее заявление в правоохранительные органы, советует Алексей Гавришев. Кроме этого необходимо подать жалобу в НАПКА, чтобы коллекторы были в курсе, что от их имени с должниками «работают» злоумышленники.

Поделиться :

Запросить доступ