Сообщение

Спасибо, Ваш запрос отправлен!

Связаться с компанией

Восстановление пароля
Введите ваш e-mail
Я вспомнил свой пароль!
Проверьте e-mail, пожалуйста!
Во сколько баллов
вы оцениваете наш портал?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Спасибо за Ваше мнение!
07 августа 2018, 12:00
Актуальные новости 93

Получим по... баллу: россияне смогут лучше управлять своим кредитным поведением

Авторы: Анна ПономареваНаталья Стрельцова                                                                     Источник: Банкир.Ру

Банк России и участники рынка обсуждают идею обязательно предоставлять скоринговый балл заемщику при запросе кредитного отчета. Зачем нам знать свой скоринговый балл и можно ли его улучшить? 

При запросе кредитной истории российские заемщики в обозримом будущем смогут узнать свой скоринговый балл. Соответствующие поправки ЦБ планирует внести в закон «О кредитных историях». На Западе заемщики целенаправленно отслеживают свой скоринговый балл и стараются поддерживать его на высоком уровне. Российские клиенты банков пока не столь продвинуты, но со временем такая практика может стать повсеместной, считают эксперты. 

Выше балл — ниже риск и ставка по кредиту

«Банк России обсуждает с участниками рынка инициативы по комплексному изменению федерального закона «О кредитных историях». С учетом международного опыта обсуждаются и изменения, связанные со скоринговым баллом», — сообщили Банки.ру в пресс-службе регулятора.

Скоринг — это инструмент оценки надежности заемщика кредитной организацией при принятии решения о выдаче кредита. Результат скоринга выдается в виде балла, который рассчитывается системой автоматически на основании разных параметров кредитной истории. С точки зрения кредитора, чем выше скоринговый балл клиента, тем ниже уровень его кредитного риска. Соответственно, чем выше балл, тем более выгодные условия по кредиту банк готов предложить.

«Во многих западных странах люди внимательно следят за своим скоринговым баллом, понимают, как он формируется и на что влияет. Российские заемщики пока не очень хорошо понимают, что им делать с этой информацией. Многие начинают интересоваться своей кредитной историей и скоринговым баллом, только если сталкиваются с какими-то проблемами. Например, не могут получить кредит в банке», — говорит директор департамента развития продуктов Объединенного кредитного бюро Борис Васильев.

«Скоринг (скоринговый балл) заемщика — числовое выражение уровня риска, построенное на основе информации, известной кредитору. В настоящее время в России (как и в других странах с развитым розничным кредитованием) наиболее популярны скоринги бюро. То есть скоринги, построенные на данных из кредитных историй заемщиков», — объясняет директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков.

Скоринговый балл представляет собой число. Например, скоринг НБКИ оперирует числовыми значениями в диапазоне от 350 до 850, где большее число соответствует меньшему риску, то есть лучшему кредитному качеству заемщика.

«Критерии оценки кредитных организаций могут отличаться. Например, некоторые банки при оценке заемщика ориентируются на индивидуальный ряд критериев, а для каких-то достаточно справки о зарплате и выписки из БКИ», — отмечает начальник отдела скоринговых моделей и информационных источников данных Бинбанка Дмитрий Герасимов.

Как узнать свой балл

Бесплатно узнать, как банк оценивает вашу кредитоспособность, можно с помощью  сервиса Банки.ру «Мастер подбора кредитов». «Сервис популярен, и это не пустые слова. Ежемесячно им пользуются более 50 тысяч клиентов», — говорит директор по развитию Банки.ру Роман Халанский.

Кроме того, узнать свой скоринговый балл можно в бюро кредитных историй. Так, ОБК предоставляет всем гражданам, получающим отчет в режиме онлайн или через партнеров, информацию о персональном кредитном скоринге. «Подавляющее большинство заемщиков не понимают, кто и как формирует балл, какие факторы на него влияют. Очень многие уверены, что все кредиторы и БКИ рассчитывают скоринг только на основе наличия информации о длительных просрочках платежей. Вместе с тем каждое бюро и кредитор имеют свою модель расчета, а на балл могут негативно влиять высокая долговая нагрузка, большое количество запросов на проверку кредитной истории за последние полгода, небольшой «возраст» кредитной истории (менее одного года) и так далее», — рассказал Борис Васильев.

По шкале американского скорингового сервиса FICO заемщика с баллами 690—850 банк оценивает как наиболее надежного и готов предложить ему кредит на самых выгодных условиях.

Стандартные условия будут предложены заемщику с баллами 650—690. При скоринговом балле 600—650 банк может попросить дополнительные документы для подтверждения платежеспособности. Результат скоринга неудовлетворительный, если заемщик набрал 250—500 баллов, и совсем никуда не годится в диапазоне от 0 до 250 баллов.

Как повысить свой балл

Улучшить скоринговый балл в один момент довольно трудно. Однако увеличение дохода заемщика, появление стабильного места работы и успешного опыта погашения кредитов, безусловно, будет расценено банком как плюс. «Ключевым критерием для всех без исключения кредитных организаций является кредитная история клиента. Если заемщик допускал длительные просрочки, получить новый кредит по привлекательной ставке ему будет довольно трудно. Что касается клиентов с отсутствующей кредитной историей, то их банки, как правило, выделяют в отдельную риск-категорию, поскольку спрогнозировать вероятность дефолта у них труднее. Однако важно отметить, что отсутствие опыта кредитования, разумеется, не является стоп-фактором», — объясняет Дмитрий Герасимов.

«Факторы, влияющие на значение скоринга бюро, достаточно очевидны: надо иметь опыт обслуживания различных кредитов, в том числе долгосрочных, а также историю их обслуживания в строгом соответствии с договором. У таких заемщиков скоринговый балл будет выше. Если кредитов немного, они однотипные и краткосрочные и по ним есть записи о нарушении сроков внесения регулярного платежа, скоринговый балл будет ниже», — указывает Алексей Волков.

«Одним из сильных факторов влияния на скоринговый балл является длительность владения и пользования номером мобильного телефона. Если клиент владеет телефонным номером менее года, его скоринговый балл с большой вероятностью будет понижен», — поясняет Роман Халанский.

По словам менеджера специальных продуктов oneFactor Дмитрия Асонова, помимо просрочек по кредиту, нужно избегать любых задолженностей: по штрафам ГИБДД, алиментам, долгов за услуги ЖКХ. Он объясняет, что скоринговый балл можно повысить, даже если ранее были трудности с обслуживанием кредита. «Обычно, если заемщик на протяжении нескольких лет добросовестно выплачивает кредит или устроился на работу в стабильную компанию, то его кредитная история может улучшиться», — сказал Асонов. 

«Персональный скоринг не является гарантией одобрения кредита или более привлекательной процентной ставки по нему, поскольку решение о выдаче кредита и его условиях остается за кредитной организацией в соответствии с ее рисковой стратегией. Кроме того, кредитная история является одним из важнейших факторов при принятии решения о выдаче кредита, но не единственным. Кредиторы также используют собственные системы оценки рисков и различные дополнительные источники информации, которые могут влиять на финальное решение», — заключает Борис Васильев.

Источник: Банкир.Ру

Поделиться :

Запросить доступ